Шоңҡар
+10 °С
Болотло
Бөтә яңылыҡтар
Иҡтисад
12 Май , 10:56

Дети улицы Повесть (6) Айгиз БАЙМУХАМЕТОВ

Нужда сама заставляет придумывать ежедневные ухищрения, чтобы не остаться голодным. Вот у Ореха в кармане 1 рубль. Что на них купишь? Самое большее – коробок спичек. Он долго думал, как можно увеличить сумму. И, наконец, додумался.

Дети улицы Повесть (6) Айгиз БАЙМУХАМЕТОВ
Дети улицы Повесть (6) Айгиз БАЙМУХАМЕТОВ

Нужда сама заставляет придумывать ежедневные ухищрения, чтобы не остаться голодным. Вот у Ореха в кармане 1 рубль. Что на них купишь? Самое большее – коробок спичек. Он долго думал, как можно увеличить сумму. И, наконец, додумался. Аж соскочил со своего места:

– Ребзя, у меня классная идея! Если мы сделаем все по-моему, то сегодня же разбогатеем! – И Цыган, и Данил недовречиво посмотрели на него. Наверно, сейчас попросит стащить у кого-то сумку, подумали они. Впрочем, они и не знают других занятий, как “приделывать ноги” чужим вещам.

– Для этого мне нужен один лист бумаги, ручка или карандаш, – продолжил Орех. – От вас только это, все остальное – от меня.

– Ты что, решил рисовать деньги? – ухмыльнулся Цыган.

– Сами увидите... Пока найдите, что  сказал.

И бумагу,  и ручку найти было не тяжело. Это ребята сделали быстро. Просто попросили у мальчишки, который играл на улице. Он сразу все вытщил из школьной сумки и дал. Когда нужные для дела предметы были принесены и выставлены перед Орехом, он от радости потер ладони:

– У меня нет таланта рисовать деньги, но зато на другое голова работает. Сейчас увидите...

Орех со всей серьезностью принялся за работу. Сначала поделил бумаги на множество равных частей, на всех бумажках аккуратно вывел “50 коп.” Затем каждый свернул и положил в шапку.

– Пошли за мной. Поиграем в лотерею! – приказал он друзьям. Те последовали за ним. Орех несколько раз вытаскивал и смотрел на свой единственный рубль. “Это мой капитал”, – радовался он. По дороге заглянул в один магазин. Разменял рубль, получилось два по пятьдесят копеек.

– Что за лотерея, объясни! – Данила уже нервировали эти непонятные действия Ореха. – Что мы все бродим за тобой, как бараны?

Цыган тоже поддержал его:

  • Чего молчишь? Куда ты нас ведешь?

– Терпение, и еще раз терпение. Все сами увидите. – Орех хранил спокойствие и отвечал неспешно и важно.

Они шли за Орехом и оказались на совершенно другой улице. В этих края давненько не заглядывали.  На одной большой площадке среди многоэтажек было полным-полно детей. Это шумно галдели школьники после уроков. Одни  занимались на  турниках, другие гонялись за мячом, кто-то играл в догонялки.

Орех встал на место, где было больше всего мальчишек. Подозвал их к себе,  стал предлагать свои игру.

– Друзья, кто хочет сыграть в лотерею? – Он повысил голос, чтобы его услышали. – Говорю наперед – проигравших не будет!

От этого известия все взбудоражились. Дети со всех сторон обступили Ореха.

–Я буду играть!

–И я...

Орех увидел, что это многих заинтересовало, и тепло пробежало по телу. Если дела так пойдут, они и впрямь разбогатеют.

– Условия простые,  – сказал он. – Стоимость игры – один рубль. Платите, и тяните отсюда бумажку. Там и написан ваш выигрыш.

  • А сколько можно выиграть?

–Кому как повезет. 10 рублей, 50 рублей, может, и больше. Вон в соседнем дворе один пацан целый стольник вытянул! – “Хозяин лотереи”, конечно же, тут же приврал.

Дети оживились Кто-то торопился вытащить из кармана деньги, другие побежали просить у матерей. Игра захватила детвору. Двое уже решили попытать счастья и купили лотерею. А Цыган и Данил молч наблюдали за происходящим в сторонке. Когда дети вынули бумажки из шапки, то надули губки:

–Всего 50 копеек!

  • И у меня также...

Орех знает, как себя вестив  таких случаях. Самое главное – не теряться Он вынул из кармана по 50 копеек и положил их в ладошки:

–На то она и лотерея. Если все начнут выигрывать большие деньги, то и интерес пропадает. Но кто окажется счастливчиком? Здесь запрятаны 50 рублей. Ну, кому нужны эти деньги?

И вот вскоре из шапки исчезло около сорок бумажек. Всем покупателям доставалась только одна надпись: “50 копеек”. Само собой, никто не вытащил заветные суммы в 10 и 50 рублей. Цыган прошептал на ухо другу:

  • Пора уматывать!

Так они и поступили. “Мы сейчас вернемся”, – пообещали они и побежали прочь. Когда дети поняли, что их надули,  стали ругать себя.

Мальчишки были счастливы такой легкой добыче:

  • Вот это голова. И как ты сумел такое провернуть?

– И не говори. Не зря меня прозвали Орехом. Обвели сопляков вокруг пальца.

Ребята прекрасно знают, что они купят на эти деньги. Клей! Если долго не нюхать эту дурь, то желание только возрастает. Когда ты вдыхаешь этот едкий запах, забываешь обо всем, даже не хочется есть. Всего лишь два дня назад они наслаждались им. Вчера тоже ломали голову – как добыть клей, но ничего не вышло. Вот они были злые! Даже переругались между собой. А сегодня как хорошо получилось!

– Давай сегодня не будем покупать желтый, – сказал Цыган. – Синенькая, говорят, горздо круче. И запах хороший. А от желтого и голова сильней болит, и в горле щипет.

Орех тоже одобрил его:

  • Я как раз и хотел вам это предложить.

         Мальчики прекрасно знают, как покупать клей. Приловилиись.  Правило первое: никогд не брать клей и пакеты в одном месте! Иначе продавцы понимают, что ты токсикоман, ничего не продадут и выгонят из магазина. Могут и милиционеров позвать. А так, если спросят, зачем тебе нужно, врешь: “У папиных ботинок подошвы отходят”. А пакеты можно купить в любом месте. Если хитрить – все получается. Сегодня ребята поступили также. Без проблем купили тюбик клея, три полиэтиленовых пакета.

По дороге, Орех вдруг сделал странное завяление:

  • Ребзя, я тут решил сделать себе наколку.

Это было неожиданностью.

  • И зачем тебе это понадобилось?

–Хочу наколоть на руку цифру “13”. Эта цифры приносит несчастье, –  продолжил Орех. – Сколько себя помню, столько и был несчастным. Хоть бы родился у нормальных людей. С детства страдаю.

–Да не говори ерунды! – Данил пытался утешить его. – Все у нас впереди. Я, к примеру, не верю в магию чисел...

–А я верю, – Орех был настроен решительно. – Вон в некоторых странах в высотных домах нет 13-го этажа. Или квартирам не дают этот номер.

  • Как это так?

– А вот так. После 12-го этада сразу идет 14-йы. Потому что вес боятся чертовой дюжины. А я не боюсь. Уже привык. Потому и хочу такую наколку.

Когда они зашл в подвал, то первым делом крепко заперлись, чтоб не дай Бог, кто зашел. Каждый занял свое привычное место. На правах хозяина, Орех налил всем в пакет жидкий клей. Желая быстрей насладиться, все начали наполнять свои легкие едким испарением. Они стали наперебой шумны вдыхать и выдыхать эту вонючее вещество.

         Поначалу Данилу показалось это занятие странным и даже противным, но затем он втянулся. Вот и сейчас – стоило ему вдохнуть разок, как по телу пошла горячая волна. Ноги ослабли, перед глазами поплыли яркие цветочки. Сначала он помчался от земли на чем-то, похожем на ракету. Земля осталась далеко внизу и виднелась яркой точкой. Ему было так легко и хорошо! И вот он мчится мимо звезд. Внизу маленькие человечки что-то делают. Эх, если бы они знали, какая здесь жизнь...  Он же постиг таких тайн, над которыми они ломали голову тысячелетиями. Все время делает великие открытия. А чтобы делать их нужно всего лишь подняться вот сюда – к звездам...

...Данил проснулся от дрожи и испуга. После состояния полета возвращение обратно всегда дается с большим трудом. Он даже не знает, сколько пролежал на каменном полу. В голове – шум, во рту – сухость. Так еще и Звездочка не может найти себе места, рвется куда-то. И чего ей неймется? Скулит, воет, нагоняет страх.

Данил огляделся вокруг. Цыган спал, держа в руке пакет с клеем. Данил стал будить его, ударять по щекам.

–Э-э, по-ше-ел! – невнятно пробормтал тот.

Тогда он решил заняться Орехом. Он тоже, похоже, надышался лишку. Скорее всего, ему показалось мало просто прижать пакет к лицу, от жадности он засунул голову в пакет. Так и заснул. Данил сначала стащил пакет с головы. Волосы успели приклеиться, пришлось повозиться.

– Эй, Орех, просыпайся! – Но его друг упорно молчал. Лицо его было синим. Данил пытался его встряхнуть. Еще и еще раз бил по щеке. Но Орех неиздавал ни звука.

– Нарик, хорош притворяться! Вставай, - повторял Данил.

Но ответа не было. От отчаяния, он начал пальчами открывать ему глаза. Глаза Ореза закатились вверх. Видать, заснул крепко. Он потрогал его лицо, оно было остывшим. Данил вздрогнул. Еще щенок воет, и без того не по себе. Может, он все же крепок спит? Он прижался ухом к его груди.  Тихо…

Данил страшно перепугался. Его бросило в жар. Он весь побелел, словно бумага. Хотел крикнуть, но голоса не было.

  • Помогите-е-е! Орех уме-е-ер! – насилу выдавил он из себя.

Перед глазами все затуманилось. Не зная, что делать, он выбежал на улицу. Не помнит, как появились врачи и милиционеры. Они задавали им множество вопросов.

  • Передоз, – сказала женщина в белом халате.

Стали грузить тело Ореха. Оно уже было ледяным. Данил потянулся, чтобы в последний раз взглянуть на него. На лице трупа кишели какие-то маленькие жучки. Их было так много, живое, черное пятно на глазах увеличивалось.

  • Что это? Откуда? – страшно изумился Данил.

– Не видишь, что это вошки, – сказал Цыган. – Я раньше слышал про это. Вот, оказалось правдой. Если человек умирает, то вошки на теле выходят на поверхность...

– Хватит, прекратите! Нашлись тут ученые, – выругался милиционер и накрыл труп простыней.

Ореха увезли в морг, а Цыгана и Данила забрали в отделение милиции.  Мальчиков не торопились отпускать. Они писали множество объяснительных, затем их закрыли. Выпустили только на следующий день.

Данил не находил себе места. Так ему было жаль Ореха. “Я себе сдалю наколку. Цифру 13”, –  вспоминал он его слова и не мог сдержать своих слез.

А в душе Цыгана беспокойно. Это он приучил Ореха нюхать клей. Если бы не научил... А поначалу казалось все так прекрасно. И вот чем закончилось это баловство!? Страж порядка был суров:

– Мы свяжемся с детдомом. Похороны пусть берут на себя. – Затем записал место жительства ребят. Расспросил их и о матерях. – Ждите. Мы еще вас вызовем. Допрыгались!

         Обратно в подвал они уже не попали. На дверь повесили огромный замок. Наверно, влетело и сантехникам, которым было поручено следить за подвалом. Нет и Ореха, который бы быстро смекнул, что делать и как быть дальше. В свои дома не вернешься. Милиционеры будут досаждать. К счастью, начинается лето.

Недалеко от автовокзала есть кладбище. Оно старое. Там уже давно никого не хоронят. В последний раз хоронили солдат, которые умерли в военных госпиталях. А сейчас это заброшенное место в городе. Они решили соорудить шалаш и жить там. Данил сначала не соглашался, отнекивался. Но Цыган все же убедил его:

–Смотри сам. Вернешься домой, милиция придет и заберет тебя в колонию. А здесь спокойно. Никто не ходит. И бояться надо не мертвецов, а живых...

Они набрали разных досок, ржавых железных листов и соорудили себе место для сна. Поначал было страшновато, но через неделю уже привыкли. Кто их здесь найдет? Искать  посреди кладбища – такое милиционерам и на ум не придет.

Подростки еще долго не разговаривали друг с другом. Только кивали “да” или “нет”. Нет, они не были врагами. Они просто были в шоке от смерти близкого друга. Надо же, умереть в такое время, когда все вокруг зеленеет и цветет...

Они оба получили жизненный урок: никогда даже не думать о клее. Вон как погубил он живого, веселого  парня! И если сперва все было весело,  то теперь и Цыгану, и Данил почувствовали, как дорога жизнь. Каким бы тяжелым эта жизнь не была...

Продолжение следует.

Перевод от Зухры Буракаевой.

Автор:
Читайте нас: